Научные идеи, поиски, решения
Наука и люди
Первые шаги католёта
Необычное началось сразу. По полу, мелко дрожа, упорно стремилась вперед модель транспортного устройства, лишенная привычных нашему глазу колес, гусениц или какого-нибудь знакомого движителя. Она как, бы тащила саму себя и напоминала знакомое всем пресс-папье. К одному концу его прикреплена железная спица. Поднимаешь спицу вверх — эта своеобразная качалка как бы взлетает, отпускаешь — модель передвигается небольшими толчками то катится, то летит. Отсюда и название будущего транспортного средства. Движителем его служит не традиционное колесо или гусеница, а весь католёт вместе со своим корпусом...
Что же толкает модель? Силы инерции. Чаще всего при создании различных средств транспорта они мешали. Здесь же, наоборот, решили их использовать.
...Оказывается, и в старейшей области физики — классической механике — возможны ошеломляющие находки. Давно инженер М. Чернин обратил внимание на известное еще древним явление: если вращать ведро с водой в вертикальной, плоскости, то вода не выльется даже в том случае, когда ведро становится вверх дном. Жидкость прижимает центробежная сила. А если на общей оси вращать с одинаковой скоростью два ведра, но в противоположных направлениях? Тогда получается своеобразный инерционный вибратор, вызывающий механические колебания.
Неожиданно родившаяся идея захватила изобретателя, повлекла за собой мысль создать новое транспортное средство. Но, ознакомившись с содержанием заявки на изобретение, эксперты категорически сказали: «Это не может быть, потому что не может никогда быть!» Через год М. Чернин привез на экспертизу уже модель, в которой вращались не ведра, а свинцовые грузы, и получил авторское свидетельство № 368943.
Позже он стал исследовать новый принцип движения с Ю. Подпругиным. Юрий — выпускник МВТУ имени Баумана и тоже конструктор Новокраматорского завода. Изобретатели предложили в качестве прообраза новой машины католёт в форме «срезанной сферы» или гиперболоида. С места, не разворачивая корпуса, он начинает движение в любом направлении. Как автомобиль, у которого все колеса ведущие. Пески, болота, снега, ухабы, крутые подъемы и спуски католёту не преграда. 700-граммовая модель уверенно, не сбавляя скорости, переползает через кучу песка, вязкую лужу и через полированную шахматную доску, сложенную шалашом под углом 30 градусов.
Таким образом, здесь использован самый экономичный опособ передвижения, об освоении которого в технике давно мечтают, — способ, подсказанный ходьбой, бегом. В католёте совершенно исключаются громоздкие дорогостоящие системы передач к колесу, поскольку сам двигатель вместе с корпусом служит и шатуном, и трансмиссией, и системой шестерен, и колесом (форма корпуса представляет собой сегмент колеса).