Научные идеи, поиски, решения

Наука и люди

Волны остановятся

Волны Увесистый том в синем плотном переплете, на котором оттиснуто: «Защита Ленинграда от наводнений». «Технический проект». Он рассмотрен и одобрен градостроительным советом Ленинграда, исполкомом Ленгорсовета и стал составной частью комплексного плана социального и экономического развития города на Неве.

Самым катастрофичным было наводнение 1824 года. Тогда уровень воды в Неве поднялся на 4 метра 21 сантиметр выше ординара. Под водой оказалась большая часть города, 569 человек погибли в разбушевавшейся стихии, волны разрушили 324 дома. 3254 постройки были серьезно повреждены.

Почти на четыре метра поднялась вода и через сто лет — в 1924 году. Были затоплены многие предприятия, волны гуляли по территории бывшего Путиловского завода.

Не столь катастрофичными, но остроощутимыми по своим последствиям были и наводнения недавних лет. И хотя специалисты научились за несколько часов до бедствия точно прогнозировать его сроки и масштабы, а оперативная служба города имеет и опыт, и технические средства для борьбы со стихией, все-таки ущерб, наносимый городу наводнениями, весьма значителен.

Долгое время люди не знали истинных причин возникновения наводнений, а без этого была невозможной и эффективная борьба со стихией. Виновниками бедствий считались западные ветры, которые якобы нагоняли воду в Финский залив и как бы закупоривали Неву. Но факты и исследования, проведенные учеными, опровергают это. Даже штормовые ветры не способны поднять уровень воды до отметок, грозящих катастрофой. К тому же многие наводнения в Ленинграде происходили при полном безветрии. А в 1965 году вода ринулась на город, когда дул сильный восточный ветер, который, казалось бы, должен был отогнать воду из Финского залива.

Сегодня можно твердо говорить: если бы Невы с ее рукавами и притоками вообще не было, город также страдал бы от наводнений. Прямыми виновниками стихийного бедствия, как доказано наукой, являются циклоны, рождающиеся у берегов Исландии, где массы воздуха, согретого Гольфстримом, сталкиваются с холодным дыханием Арктики. При этом и рождаются могучие вихревые воздушные потоки. Поскольку в центре циклона давление понижено, водные массы как бы подтягиваются внутрь. Например, в 1924 году у Аландских островов в центре циклона был зафиксирован подъем воды на 45 сантиметров выше ординара, в то же время около Кронштадта уровень воды упал на 20 сантиметров. Представьте себе, мчится над Балтикой циклон, его скорость 50—60, иной раз 100 километров в час. Потом он перемещается на сушу, а собранные им громадные массы воды, освободившись, растекаются по Балтийскому морю, образуя так называемую длинную волну. Входя в узкие мелководные места Финского залива, она растет. На пути от Таллина до Ленинграда при отсутствии ветра и ледяного покрова волны резко «вырастают».

Особую опасность представляют циклоны, перемещающиеся вдоль Балтики — с юго-запада на северо-восток. При неблагоприятных условиях — попутном ветре, высоком уровне воды — длинная волна может достичь у берегов Ленинграда пятиметровой отметки! Это значит, что 12 районов города могут оказаться в зоне затопления. Такого наводнения еще никогда не было, но оно возможно... Вот почему строительство защитных сооружений — дело исключительной важности.

Вот схема расположения защитного комплекса. Знакомые каждому ленинградцу контуры кварталов города, Невы, Финского залива, Кронштадта. От поселка Горская через Финский залив, форты, остров Котлин к городу Ломоносов протянулась широкая красная полоса. Так пролягут через Финский залив основные сооружения защитного комплекса. Чтобы составить представление об объеме работ, приведем несколько цифр. При строительстве комплекса будет смонтировано 40 тысяч тонн металлоконструкций, уложено более двух миллионов кубометров бетона и железобетона, перемещено около 40 миллионов кубометров грунта...

Волну, рожденную циклоном, будут удерживать могучие гидротехнические сооружения протяженностью в 25,4 километра. Они поднимутся над уровнем воды на восемь и более метров. Всего 30 минут понадобится для того, чтобы стальные затворы наглухо перекрыли водопропускные отверстия, ворота для прохода судов и преградили доступ воды к Ленинграду. По гребню комплекса будет проложена первоклассная скоростная автомагистраль, которая станет составной частью внешнего транспортного кольца вокруг Ленинграда.

Комплекс защитных сооружений отгородит огромную акваторию — 400 квадратных километров. Уровень воды в ней при закрытых стальными затворами водопропускных и судо-пропускных отверстиях и пролетах будет повышаться от стока Невы всего на два сантиметра в час. Наводнения же, как показывает практика и как рассчитали ученые, продолжаются не более суток. Таким образом, невские воды не смогут привести к сколько-нибудь серьезным отклонениям уровня воды от обычного.

Система Orphus

RSS

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя: *
Сайт:
Ваша почта:

Комментарий: *

Введите символы: *
captcha
Обновить

Финансовые партнёры: Shellac в Мытищах

Поиск по сайту

Навигация

Категории

Новости на E-mail

Последние статьи

Получать через RSS
Новости сайта neopo.ru

Опрос

Откуда родом Архимед?
Из Италии
Из Греции
Из Египта
Из Испании
Не знаю



Результаты

Интересные ссылки

  • портативный gps навигатор в Воронеж