Научные идеи, поиски, решения
Наука и люди
Як-40
Осенью 1968 года на воздушные трассы Аэрофлота вышел новый пассажирский самолет ЯК-40. Созданная в ОКБ, руководимом генеральным конструктором Александром Сергеевичем Яковлевым, машина быстро завоевала популярность у пассажиров и летчиков.
ЯК-40 — был первый в мире реактивный пассажирский самолет, специально предназначенный для эксплуатации на местных воздушных линиях.
ЯК-40 пришел на смену уже устаревшим самолетам ЛИ-2 и ИЛ-14 с поршневыми двигателями. Этот самолет брал на борт от 24 до 34 пассажиров и обладал вдвое большей скоростью полета, чем его предшественники.
Вес — 13,7—14,6 т
Число пассажиров — 24—34
Дальность полета — 600—1000 км Крейсерская скорость—550—600 км/час
Расстояния и продолжительность полета на местных линиях были сравнительно невелики, а аэродромы, как правило, имели короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы. Все это и определяет основные данные и особенности — «лицо» самолета ЯК-40.
Первая особенность: самолет имеет мощную силовую установку, состоящую из трех турбореактивных двухконтурных двигателей АИ-25 конструкции А. Г. Ивченко. Каждый двигатель развивает взлетную тягу 1500 кг. Двигатели расположены в хвостовой части самолета. Такое расположение имеет целый ряд преимуществ, в том числе позволяет значительно снизить шум в кабине самолета. Запуск двигателей полностью автономный и производится с помощью воздушных стартеров, установленных на двигателях и питаемых сжатым воздухом от специального пускового агрегата АИ-9.
Даже при отказе любого из трех двигателей самолет уверенно взлетает и набирает высоту. Отказ двух двигателей тоже не страшен — тяги оставшегося двигателя достаточно для продолжения полета без снижения.
Вторая особенность: самолет имеет прямое, низко расположенное крыло большой площади. Низкая удельная нагрузка на крыло (отношение веса самолета к площади крыла) и мощные двигатели обеспечивают самолету отличные взлетные характеристики. Длина разбега ЯК-40 перед взлетом не превышает 550 м. А крутая траектория набора высоты после взлета особенно важна при полетах с горных аэродромов с плохими подходами.
На самолете ЯК-40 применено оригинальное реверсивно-тормозное устройство, служащее для улучшения посадочных характеристик машины. Это устройство, установленное в хвосте самолета, позволяет использовать тягу среднего двигателя для торможения. Посадочная дистанция ЯК-40, то есть расстояние, которое самолет проходит с высоты 15 м до полной остановки, составляет всего 630 м.
И третья особенность: шасси с колесами большого диаметра и низким давлением в шинах обеспечивает взлет и посадку самолета на аэродромах с низкой прочностью грунта.
Самолет ЯК-40 имеет на борту современное радиоэлектронное оборудование, облегчающее труд летчиков и обеспечивающее безопасные полеты в сложных погодных условиях и ночью. На ЯК-40 впервые для самолетов местных линий установлен радиолокатор. Пользуясь им, летчик может обнаруживать и обходить стороной грозовые облака, видеть землю при полетах над облаками и т. д.
Пассажирский салон и кабина пилотов на ЯК-40 герметичные. Специальная система кондиционирования поддерживает в салоне необходимые давление и температуру воздуха при полетах на большой высоте. Удобные мягкие кресла, тщательно подобранные тона отделки, туалет, электрическое освещение и индивидуальная вентиляция — все, что обеспечивает комфорт пассажирам, есть на ЯК-40.
Пассажирам приземлившегося самолета не придется ждать, пока подвезут аэродромную лестницу: на ЯК-40 имеется собственный, расположенный в хвосте трап.
Хорошо знают ЯК-40 и за рубежом. Самолет много и с успехом демонстрировался на выставках и в специальных полетах по 28 странам Европы, Азии и Африки.